воскресенье, 8 апреля 2018 г.

6 класс: Анализируем стихотворение Н.А.Заболоцкого "Весна в лесу"

Н.А.Заболоцкий
Уважаемые шестиклассники!
В рамках уроков развития речи мы с вами работаем по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Весна в лесу" (1935):

Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.
Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.
А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.
Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.
И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.

ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДНО ЗАДАНИЕ
Задание 1. Какие средства выразительности используются в стихотворении? (См. таблицу.) Какое используется чаще всего?

Метафора
Эпитет
Сравнение





Задание 2. Составьте толковый словарик непонятных слов из стихотворения. При отборе непонятных слов ориентируйтесь не на свои знания, а на знания младших школьников. Лучше объяснить больше слов, чем меньше. Можете провести опрос среди первоклассников, чтобы выяснить, какие слова непонятны малышам.

Задание 3. Сделайте альбом стихотворения. Какие иллюстрации могли бы облегчить понимание и выразительное чтение стихотворения? Используйте фотографии из интернета с указа
нием сайта-источника или собственные фото и
рисунки.



Задание 4. Выпишите слова и выражения из 
стихотворения, по которым понятно, что
а) описана весна (а не другое время года);
б) описан лес во второй части стихотворения 
(а не другая местность);
в) описано утро (а не другое время суток).
При этом на время забудьте о заглавии стихот
ворения. Представьте, что оно вам неизвестно.



Задание 5. Обратите внимание, что в стихо
творении картины реальности смешиваются 
со сказочным видением мира. В каких четве
ростишиях описывается реальный мир (герой 
стихотворения каждый день проводит всё вре
мя на косогоре), а в каких – сказочный мир. 
Отделите реальный мир от сказочного. 
Какую тематическую группу слов вы встре
тили в первой части стихотворения (см. четверо
стишия 1–4), а какую – во второй части 
(см. 5–10)? Попытайтесь определить общее 
лексическое значение этих групп слов. 
(Напоминаем: группы слов, объединённые 
общим лексическим значением, называются 
тематическими группами.)



Задание 6. Выберите любую часть речи и 
выпишите все слова этой части речи, проана
лизируйте их по морфологическим признакам. 
Выпишите все слова этой части речи. Для су
ществительных отметьте, сколько слов каждого 
рода использовано, разделите прилагательные 
на качественные и относительные, определите 
время и вид глаголов.



Задание 7*. Консультируясь со словарем, вы
делите в тексте слова исконные и заимствован
ные, подумайте, из какого языка слово пришло 
в русский язык. Еще один вариант этого зада
ния: выделите в тексте слова книжные, разго
ворные, народно-поэтические.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. В первой строке слово "косорог" или "косогор"?

    ОтветитьУдалить

Уважаемые друзья! Буду рада вопросам и просто комментариям!